ПЕТРУХИН Вячеслав Владимирович
Лауреат премии Нижнего Новгорода (2007), Почётная грамота Министерства культуры Нижегородской области (2012). Лауреат VIII Всероссийской выставки-конкурса товарных знаков «Золотая блоха» (Тула, 2007), III место в номинации Печатная графика на VII Международной выставке-конкурсе современного искусства «Russian Art Week» (Москва, 2010), диплом Международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Российской академии художеств (Москва, 2011), лауреат международной плакатной акции «Гоголь 200+» на фестивале дизайна «Стрелка» (Нижний Новгород, 2011), лауреат Всероссийской художественной выставки-конкурса «Образ Родины в творчестве педагогов-художников» (Кострома, 2012).
В.В. Петрухин. Рождественская церковь. Юрьевец. 1994 год
Выпускник Нижегородского художественного училища (1992). Окончил Московский государственный университет печати. Участник областных, региональных, всероссийских и международных выставок. Художник-дизайнер более 200 книжных изданий российских и зарубежных авторов. Работы находятся в Вятском художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых и частных коллекциях России, Франции, США. Преподаёт искусство шрифта в НХУ.
http://spetrukhin.ru/index.php/zhivopis
http://www.illustrators.ru/users/id4222/portfolio
В.В. Петрухин
ШРИФТ – ЭТО ИСКУССТВО
Искусство шрифта как средство графической коммуникации – важнейшее направление в подготовке дизайнера-графика. Теоретический и практический циклы, рисованных, рукописных и типографических шрифтов, их взаимодействие в работе над проектом – багаж будущего специалиста. Стилевое разнообразие, функциональность, типографическая выразительность и ряд других важнейших инструментов формируют графическую и вкусовую культуру художника.
В Нижегородском художественном училище, воспитавшем не одно поколение живописцев и дизайнеров, немаловажное место отводилось и отводится изучению искусства шрифта.
Шрифт – важнейшее средство структурирования, хранения и передачи информации. Он консервативен по своей природе, в силу своей основной функции заключающейся в передаче важной для общества информации от поколения к поколению, в пространстве и во времени.
Для дизайнера-графика важно познакомиться с историей развития письменности, узнать о том, как возникли современные алфавиты, изучить историю шрифтового дела, так как без этого невозможно понять генезис шрифтовых форм.
В процессе внимательно рисования и построения с помощью простейших чертёжных инструментов анализируются особенности шрифтовых начертаний, их строение и пропорции.
Графический дизайн по своей природе интернационален, он способствует общению людей. Именно поэтому для дизайнера-графика, специализирующегося в области коммуникаций, в одинаковой степени важно как изучение графической основы русского языка – кириллицы, так и изучение распространенной в мире латинской графической основы.
От студента, кроме освоения теоретических знаний, требуется приобретение практических навыков работы со шрифтом, развитие способности образно мыслить, видеть букву как графическую форму, как элемент целостной графической композиции. Важнейшее качество дизайнера – чувство формы и контрформы в двумерном и трёхмерном пространстве, знание законов визуального восприятия.
Для понимания законов формообразования и восприятия шрифтовых форм необходимо познавать шрифт в контексте изучения материально-художественной культуры.
Неразрывность искусств и ремёсел, характерная для средневековья и раннего Возрождения, когда родилось книгопечатание, типографика не ассоциировалась с искусством. Великие типографы – И. Гутенберг, Ф. Скорина, И. Фёдоров, А. Мануций, К. Гарамон, П. Фурнье, Д. Бодони, Д. Баскервиль и многие другие считались, скорее, изобретателями, предпринимателями, просветителями, нежели художниками. Первым увидел типографику как синтез искусств Уильям Моррис. Для типографики характерна общность с другими видами искусств, композиционное единство с живописью и графикой, скульптурой и архитектурой, поэзией и музыкой, где действуют каноны и композиционные категории – естественность и чистота художественного языка, образная сила, функциональность, структурированность композиции, технологичность и рационализм.
Курс «Искусство шрифта» включает в себя не только раздел «типографика», но и каллиграфию – искусство красивого письма.
Изучение каллиграфии важно не только тем, что навыки красивого письма имеют особую ценность для художника, но и потому, что, только овладев приёмами каллиграфии, можно до конца понять, как пишущий инструмент влияет на формообразование буквы, и проследить влияние рукописных традиций на типографские шрифтовые формы.
В последние десятилетия произошедшая технологическая революция существенно изменила инструментарий дизайнера-графика. Внедрение новых технологий в практику послужило новым толчком к развитию графического дизайна и вызвало ещё больший интерес к этой профессии.
Но опыт показал, что появление новейших компьютерных технологий не должно означать забвения лучших графических традиций. Появление новых технологий должно служить развитию традиций шрифтовой культуры, а возможности компьютерной графики должны обогащать и дополнять уже имеющийся инструментарий дизайнера, работающего в сфере визуальной коммуникации.
К сожалению, существует целый ряд объективных причин, по которым городскую визуально-графическую среду формируют непрофессионалы. Подготовка специалистов в области графической коммуникации существенно отстаёт от стремительного роста технологических инноваций, и существующий вакуум заполняется не дизайнерами, а специалистами, хорошо знакомыми с техникой и не очень разбирающимися в вопросах дизайна. Хочется верить, что эта ситуация в скором времени изменится к лучшему.
Для подготовки будущих профессионалов возникла потребность в создании новых учебных программ по дисциплине «Искусство шрифта». Здесь основная задача состоит в том, чтобы сохранить то лучшее, что было накоплено в преподавании этой дисциплины, и ввести новое содержание, соответствующее требованиям времени.
Из юбилейного альбома «90 лет Нижегородскому художественному училищу».