БУРОВ Юрий Михайлович

Член Союза художников РФ.Знак «За достижения в культуре». Лауреат Всероссийской художественной выставки-конкурса «Образ Родины в творчестве педагогов-художников» (2012).

Окончил ВГИК (1978), Участник областных, зональных («Большая Волга», с 1980), всесоюзных (Ленинград, 1978; «Художники театра и кино», Москва, 1979) и республиканских выставок (с 1973). Преподаёт в НХУ с 1992 года. Председатель ПЦК, специализация живопись.

 

Ю.М. Буров. Колокольный ряд Нижегородской ярмарки. 1984 год.
Нижегородский государственный художественный музей

Ю.М. Буров

УЧИЛИЩЕ, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК

Солидный возраст – девяносто лет Нижегородскому художественному училищу. Естественна попытка оценить пройденный путь, а возможно, и подвести некоторые итоги деятельности уникального для нашего древнего города учебного заведения. Уникальность училища заключается прежде всего в его особой роли в чудом сохранившейся российской системе художественного образования и следовании высочайшим идеалам профессионализма и лучшим традициям русской национальной художественной культуры. Ничто не могло нарушить избранный ранее, буквально с первых шагов, путь – верность академической традиции, академическому направлению в станковом искусстве. На свете ничего не существует без перво-основы, предыстории, традиционных устоев и связей. Все то, что связывает с предыдущими поколениями, с той культурой, в лоне которой мы возникли, – это естественная питательная среда, основа, на которой стоим и можем развиваться как творцы. Мы не всегда придаём этому значение, но стоит только художнику отрезать себя от наследственной памяти поколений, как он становится бессильным, а творения его – ничтожными и бесполезными.

Художник – это человек, связанный неразрывными духовными узами со своим временем и обществом, создающий ценности выражающие эпоху. Потому‑то такой удивительной силой и обладают произведения больших мастеров. Научить создавать такие произведения невозможно, как невозможно лишенного слуха научить сочинять музыку. Все мы идем одной дорогой жизни. Все дело в том, какими глазами смотришь и что способен увидеть, открыть на той же дороге, по которой идут другие. Обладать особым зрением и талантом быть художником. Задача училища, как и всей нашей школы, – это воспитание творческой личности, яркого, индивидуального таланта. Задача великая, многообразная, сложная и решаема только при наличии Учителя и Ученика в общении между ними. За годы работы я убедился в нецелесообразности частой смены педагогов на разных курсах и уверен, что в идеале это должен быть один педагог. Начиная первый урок со своим учеником, он должен ясно представлять, по каким ступеням, как и к какой конечной цели он поведет его. С самого начала обучения любое неблагополучие в усвоении пройденного курса учеником беспокоит учителя, потому что он знает – вся ответственность за ученика лежит на нем, нельзя свалить вину на тех, кто учил до него или учил после него. Воистину: «Если неправильно застегнуть первую пуговицу, то все пуговицы будут застегнуты неправильно». Школа реализма слагается из единства взглядов ученика и учителя перед натурой, перед жизнью, и только в этих условиях возможен процесс учебы и воспитания.

И что бы там ни говорили, главная ответственность за воспитание таланта лежит на самом ученике. Никакой учитель не в силах гарантировать ученику будущий успех, но сделать их совместный учебный путь творческим способен всякий умелый и знающий учитель. Только от самого будущего художника зависит – будут ли его произведения волнующими, душевными, содержащими в себе общечеловеческие идеалы. Специфика изобразительного искусства требует формирования глубоких знаний на занятиях увлекательных и насыщенных, без давления и угнетения. Все начинается с рисунка – источника, души и корня всякой науки, краеугольного камня академических дисциплин. В развитии изобразительной культуры значение рисунка трудно переоценить, хотя, к сожалению, роль его в учебном процессе заметно ослаблена. Задача наших преподавателей сегодня – решение проблемы дефицита учебных часов по рисунку, что очень важно для постановки руки и глаза, но особенно – формирования творческого мышления. Домашние наброски как живой активный процесс рисования, имеющий мировые традиции, частично решает проблему, дает прекрасные результаты в общем развитии художника, является замечательным средством изучения действительности.

В условиях дефицита учебных часов возрастает роль любимого студентами «Вечернего рисунка». На помощь приходят и вспомогательные, кратко-срочные рисунки – набросок и зарисовка. Трудно переоценить точность и документальность альбомных зарисовок, их искренность и объективность, непосредственность первой мысли в развитии мировоззрения, воображения и вкуса. Я неоднократно наблюдал, как систематические зарисовки в альбом жизненных впечатлений развивали в ученике композитора, давали импульс для рождения новых художественных замыслов, а работу над композицией делали живой и увлеченной. Живое содержание дает живую форму. Искусство объединяет людей в стремлении к прекрасному.Наши ученики объединены и заняты важным делом: они учатся творить, видят результаты своего созидательного труда. Они искренне увлечены этим делом. Поэтому работа наполняется для них глубоким идейным содержанием, воспитывает ум, волю и сердце. И в отношениях между ребятами ни тени формализма: его просто не может быть там, где есть увлеченность, интерес к работе и жизни. Именно в период обучения в училище идёт накопление той духовной энергии, которую впоследствии в виде своих произведений художник будет отдавать людям. Основательность академического базового образования даёт возможность выпускникам училища осознанно выбирать свой дальнейший путь, продолжая обучение в вузах нашего города, художественных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Они вступают в профессиональную жизнь востребованными, и каждый находит собственный творческий путь.

Мы надеемся, что наши ученики будут ответственны перед будущим за сохранение культуры изобразительного языка, за сохранение его ясности, красоты и совершенства.

Мы не просим скидки на условия, в которых нам приходится работать и сделаем все возможное, что в наших силах, чтобы наша художественная школа, лучшая школа в мире, жила и развивалась.

Из юбилейного альбома «90 лет Нижегородскому художественному училищу» 

работы студентов

Е.Хлюнев. Натурщик. 2005

К.Миенков. Натюрморт с чайниками

В.Астрецов. Портрет ветерана

Ш.Кушваха. Моя Индия

Сделать бесплатный сайт с uCoz