1921–1928
Нижегородское художественное училище одно из старейших учебных заведений искусств России. 2011 год училищу исполняется 90 лет!
Позади долгий, трудный, но славный путь. А начиналось всё со свободных художественных мастерских, открытых в 1919 году, где преподавали художники В.Ф. Франкетти, А.В. Куприн, К.А. Чепцов.
1921 году мастерские по предложению А. В. Куприна реформируются и переименовываются в Нижегородский художественный техникум. При Куприне начался решительный поворот к натуре. Вырабатывается чёткая организационная система. Приглашаются молодые художники Д. А. Фрадкина и В. М. Соколова. Читаются лекции по истории искусства, литературы, ведутся занятия по физике, химии, технологии художественных материалов. В техникуме стала работать краскотерная мастерская.
Ученики техникума принимали активное участие и в городских выставках. Оформляли спектакли в студенческом «Синтетическом театре», где в создании спектаклей участвовали четыре техникума – художественный, театральный, музыкальный, литературно-педагогический.
Многие выпускники техникума, воспитанники А.В. Купина поступали в высшие учебные заведения страны. ВХУТЕМАС – А. Щипицын, С. Закржевская, Д. Фрадкин, А. Шорчев, Е. Арбузова, В. Лапин. ВХУТЕИН – А. Ведерников и В. Соколов. В Нижнем остались и успешно работали В. Чижова, С. Суслов.
1922 году А.В. Куприна отозвали в Москву на должность профессора ВХУТЕМАСа, а на место директора техникума прибыл А.С. Ястржемский. Преподают художники М.М. Шишов, В.А. Ликин, А.В. Фонвизин. 1923 году техникум переезжает на улицу Тихоновскую (ныне ул. Ульянова, д. 10а) в старинное здание с колоннами – особняк Рукавишниковых стал тесен для размещавшихся там одновременно техникума и музея.
В 1924–1925 годах во главе техникума встали художники М.С. Поляков и Г.С. Мерзлов. Преподавали Н.И. Куликов, В.С. Чижова. Этот период сформировал вторую плеяду художников среди которых С. Павловский, А. Крашенинников, А. Зеленский, Л. Соловьев, С. Гриневский, А. Самсонов, Н. Безяева, В. Ольшевский.
В 1926/27 году техникум вступает в кризисную пору. Согласно пролеткультовским установкам станковое искусство должно было со временем отмереть и право на существование имело только такое искусство, которое было связано с непосредственной жизнедеятельностью человека. Поэтому общая ориентация в подготовке художников пошла на производственное искусство. Техникум стал называться художественно-промышленным. Изменился его учебный план. Задача выпускникам была оформление и производство предметов быта, производство мебели, художественная обработка металла, керамика, декоративная скульптура, изделия из тканей и вышивка. Но финансовая программа сокращалась, помещений не хватало, распадался коллектив опытных преподавателей, ученики разъезжаются по другим учебным заведениям страны. В 1928 году Нижегородский художественно-промышленный техникум был закрыт.